РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Мотивы учения младших школьников. Рекомендации по повышению учебной мотивации

Если вы провели в школе достаточно много времени, то знакомы с жалобами и репликами вроде: «Почему учащиеся не внимательны?», «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «Дети совершенно не заинтересованы, у них нет мотивации!». Действительно, отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Но как ее повысить?

Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называется мотивированием.

Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.

 

Главный возрастной мотив школьника – мотив достижения.

Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше?

 каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанное со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ МОТИВА ДОСТИЖЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ.

 

  • При развитии мотива достижений ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
  • спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
  • Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

 

  • Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

- Учащиеся, которые уже усвоили материал могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные задания.

  • Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

 

  • Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.
  • В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
  • Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
  • Предложите выбрать способ достижения цели.

 

 

  • Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.
  • Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
  • Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
  • Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, на неделю и на четверть.
  • Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.

 

  • Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
  • Если вы делаете ошибку, или ваша работа не выполнена на должном уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и уверенны за свои ошибки.
  • Приглашайте на уроки гостей, которые бы рассказали о своих удачах и неудачах.
  • Попытайтесь находить смешной выход из ситуации. Иногда ошибки бывают веселыми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА УЧАЩИХСЯ

 

  • Делайте класс и урок более привлекательным и интересным.
  • Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым вы обучаете.
  • Попробуйте по-новому оформить классное помещение и парты.
  • Обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте плакаты, относящиеся к изученному материалу.
  • Приглашайте на уроки гостей.

 

  • Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.
  • При введении новой темы, спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи и ассоциации у них возникают и т.п.
  • Старайтесь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.

 

  • В решении проблемы используйте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать уже имеющиеся версии.

 

  • Целенаправленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход. Дети должны правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы.

 

свернуть

Поведение взрослого в кризисной ситуации подростка

Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте. 

Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.

Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для  немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).

Анализируя особенности речи ребенка, следует замечать, насколько он склонен к самообвинению – это признак сформированной заниженной самооценки, которая является первой ступенью аутоагрессии.

Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.

 

Алгоритм поведения педагога: что надо делать, чтобы снизить риск суицидального поведения у несовершеннолетних?

  • Сохранять контакт с подростком, Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен, Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию. Предпочтительная форма общения в этом возрасте это заключение договоренностей.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращайте внимание на ситуации, когда один или несколько учащихся становятся объектами нападок со стороны других. Беседуя с участниками конфликта, не занимайте ничью позицию, оставаясь нейтральным. Услышан должен быть каждый.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. Узнайте, чего хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить  план конкретных (и реалистичных) действий.
  • Всегда старайтесь подчеркнуть все хорошее и успешное, что присуще учащемуся. Ощущение успешности, достижений в чем –либо, в том числе прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач это такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ребенка как зону его роста, так как это является одним из способов развития личности. Помогите учащимся найти те сферы, где они успешны, независимо от отметок.
  • Постарайтесь понять, что может стоять за внешней грубость подростка. Возможно подросток отстаивает свои ценности, а не стремиться войти в конфликт и обесценить вас.
  • Детей нужно любить только потому, что они дети.
  • Вовремя обращайтесь к школьному психологу, если видите, что по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учащимся или классом.

 

Алгоритм поведения педагога в кризисной ситуации для подростка

  • Если ребенок говорит о самоубийстве, внимательно его выслушайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, что бы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если есть уже конкретный план самоубийства – ситуация более острая, чем если бы эти планы были расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Обратите внимание, что основанием для тревоги может быть и то, что ребенок, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность.
  • Внимательно относитесь даже к самым незначительным обидам и жалобам. Ребенок может и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, нов тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бойтесь прямо спросить, не помышляет ли он о самоубийстве. Часто подросток бывает рад высказать свои проблемы.
  • Какие следует задавать вопросы?

- Похоже у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?

- Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

- Каким образом ты собираешься это сделать?

  • Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
  • Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.
  • Обратите внимание ребенка на возможные источники помощи:  друзей, семью, врачей, священников. Попытайтесь убедить подростка обратиться за помощью к психологу. В противном случае обратитесь сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

 

 

свернуть

Цвет в имидже педагога

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего  настроения расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не принимает третьи. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

Выбор цвета (в одежде, окружении) может повлиять на физическое и психическое самочувствие человека, а также на восприятие одного человека другим, являясь одним из существенных факторов формирования благоприятного или негативного персонального имиджа.

Педагог должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках этот цвет при длительном воздействии способен вызвать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой, число которых, к сожалению, с каждым годом становится всё больше и больше. Вторая причина, по которой не следует злоупотреблять этим цветом: подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих «огонь», «пламя», не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Однако это не означает, что его надо исключить из гардероба педагога. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на педагогическом совете, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного, обладающего властью.

Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе педагога просто необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении «открытых занятий», когда педагогу необходимо создать благоприятную атмосферу в группе, классе, снять нервозность. Рекомендуется использовать оранжевый цвет и при оформлении интерьера.

Желтый цвет с точки зрения физического самочувствия повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый  цвет в ситуациях, предполагающих равноправное общение с коллегами, будет незаменим.

Зеленому цвету педагоги отдают предпочтение часто неосознанно. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозированно.

Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми, чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включать в гардероб педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы.

Голубой цвет будет необходим педагогу в конфликтных ситуациях, когда от него потребуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.

Синий цвет помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Он семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.

Фиолетовый цвет – цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь – фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Эту особенность необходимо учесть педагогу при оформлении интерьера.

Черный – цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако данный цвет одновременно способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении педагога.

Белый цвет – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его разнообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Но он никак не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

В педагогической практике рекомендуется использовать все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуации и знания влияния  тог или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет педагогу раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

Автор: Екатерина ОЛЕШКЕ

 

 

свернуть