РУС БЕЛ ENG

Поведенческие и эмоциональные признаки жестокого обращения с детьми

06.09.2023

  Проявления насилия в отношении ребенка распознают по особенностям внешнего  вида,  характеру  травм,  особенностям  психического  состояния и поведения детей.

Особенности  внешнего  вида  ребенка,  позволяющие  заподозрить

физическое насилие:

  • множественные повреждения, имеющие  специфический  характер (отпечатки  пальцев,  ремня,  ожоги  и  пр.)  и  различную  степень  давности (свежие и заживающие);
  • задержка физического развития,  отставание  в  росте  и  весе,  обезвоживание (для грудных детей);
  • признаки плохого ухода  (гигиеническая  запущенность,  неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм:

  • на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет, от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, сдавливания, укусов;
  • на голове и лице: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах;
  • изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к  употреблению  алкоголя,  наркотиков,  отравляющих  веществ  или  медицинских препаратов.

 

Особенности  психического  состояния  и  поведения  ребенка,  позволяющие заподозрить физическое насилие:

Возраст 3 года – 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность,  лживость,  воровство,  жестокость  по  отношению  к  животным,склонность к поджогам.                                                 

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, усталый вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. 

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное  или  антиобщественное  поведение,  употребление  алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить физическую жестокость по отношению к ребенку:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;
  • позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание, отсутствие ласки  и  эмоциональной  поддержки  в  отношениях с ребенком;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость и др.).

Особенности  эмоционального  состояния  и  физического  развития ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, кожные заболевания, аллергии).

Особенности  поведения  ребенка,  позволяющие  заподозрить  подверженность  психологическому  насилию: 

беспокойство,  тревожность, нарушение аппетита, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее,  угодливое  поведение,  побеги  из  дома,  угрозы  и  попытки  суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку:

  • постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  • нежелание поддержать ребенка или утешить его в тех случаях, когда он в этом нуждается;
  • отождествление ребенка с нелюбимым родственником;
  • перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи;
  • подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания детей.

Особенности  внешнего  вида  ребенка,  позволяющие  заподозрить пренебрежительное отношение  к  его нуждам и интересам:

санитарно - гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомленный  вид,  сонливость,  опухшие  веки,  обезвоживание  организма, педикулез, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции,  многократная  госпитализация,  многократные  повреждения  от случайных травм или отравлений.

Особенности  психического  состояния  и  поведения  ребенка,  позволяющие  заподозрить  пренебрежительное  отношение  к  его  нуждам и интересам:

испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает к себе внимание других людей, легко вступает в контакт  с  посторонними,  не  по  возрасту  самостоятельный,  имеет  трудности в обучении,  низкую  успеваемость,  проявляет  агрессивность,  пассивность, подавленность,  регрессивное  поведение,  трудности  общения,  занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение. 

Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными  нуждами  ребенка. 

Бытует  мнение,  что  пренебрежение  нуждами  ребенка чаще всего наблюдается в семьях, имеющих низкий уровень достатка или проблемы с алкоголем. Однако бедность и небрежение нуждами ребенка не имеют между собой прямой связи. Во многих малообеспеченных семьях дети,  даже  недополучая  качественную  одежду  и  еду,  чувствуют  теплоту и безопасность. Таким образом, помимо наличия материальных трудностей, родители, не заботящиеся о нуждах своего ребенка, возможно:

-  не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной близости с собственными родителями;

-  имеют  неразвитые  родительские  чувства  и  родительские  навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях);

-  игнорируют  общепринятые  нормы  морали,  считая  ребенка  своей собственностью;

-  злоупотребляют алкоголем или наркотиками;

-  имеют психические заболевания;

-  являются членами деструктивных сект.

Особенности  внешнего  вида  ребенка,  позволяющие  заподозрить сексуальное насилие: повреждение генитальной области, ссадины, потертости,  повторные  или  хронические  инфекции  мочеполовых  путей,  зуд, боль  при  мочеиспускании  или  дефекации,  боли  в  животе,  кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.

Особенности  психического  состояния  и  поведения  ребенка,  позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

Дети  дошкольного  возраста:  ночные  кошмары,  страхи,  регрессивное поведение,  нервно-психические  расстройства, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные  места  тела,  несвойственные  ранее  сексуальные  игры  с  самим  собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи,  ухудшение  отношений  со  сверстниками,  несвойственное  возрасту сексуально  окрашенное  поведение,  стремление  полностью  закрыть  тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраст, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

Особенно специалистов должны насторожить следующие моменты поведения детей:

не свойственные возрасту сексуальные познания;

-  выраженно флиртующее или сексуализированное поведение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми;

-  проявление  повышенного  интереса  к  сексуальным  отношениям взрослых;

-  частая стимуляция себя как наедине, так и в публичных местах;

-  наличие в игре действий и комментарий к ним сексуального характера;

-  употребление  специфичных  слов,  ненормативной  лексики,  непристойных или циничных выражений;

-  назойливое стремление ввести в игру элементы раздевания, прикосновения к интимным местам друг друга, наличие в играх сексуальных действий;

-  продолжение  сексуализированного  поведения,  несмотря  на  замечания со стороны взрослых;

-  избегание и боязнь людей определенного внешнего вида;

-  высказывание или демонстрация очень сильных эмоциональных реакций  при  взаимоотношениях  с  определенным  человеком  (страх,  печаль, агрессия, ненависть).

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в отношении ребенка:

демонстрация преувеличенно заботливого и опекающего отношения к ребенку; 

-  частое желание остаться с ребенком наедине;

-  нарочитая  потребность  сопровождать  ребенка  во  время  гигиенических процедур, купания, переодевания;

-  желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.);   проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми;

-  обвинение ребенка в сексуальной провокации;

-  наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.