Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических игр
19.03.2024
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.
Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Одним из них является дидактическая игра.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое. Родитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Одним из видов дидактических игр являются словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся углублять знания об окружающих предметах. Дети учатся описывать предметы, выделять основные признаки, находить сходство и различие, группировать по различным свойствам и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько словесных дидактических игр, в которые вы легко сможете поиграть с вашим ребёнком. Приятно и с пользой провести время.
Варианты игр для детей 1 младшей группы
Игра «Кто летает?»
Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.
- Воробей. - Ворона.
- Пчела. - Стрекоза.
- Божья коровка. - Собака.
- Слон. - Кошка.
- Ракета. - Стол.
- Змея. - Облака.
- Орел. И т. д.
Игра «Кто у кого?»
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детёнышами (можно использовать фигурки животных).
Ход игры: сначала ребёнок составляет простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу родителя составляет сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок» и т. д.
Варианты игр для детей 2 младшей группы.
Игра «Досказалка»
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Игра «Общие слова»
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
- Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
- Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Варианты игр для детей средней группы
Игра «Кто как голос подаёт?»
Ход: родитель бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.
Вариант 2. Родитель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Игра «Кто где живёт?»
Ход: Бросая мяч ребёнку, родитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. родитель: – Кто живёт в дупле?- (ребёнок отвечает)Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы. Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2. родитель: - Где живёт медведь?- (ребёнок отвечает)-В берлоге. Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Варианты игр для детей старшей группы
Игра «ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Ребёнок должен заметить все неточности и ошибки и исправить их.
Игра «КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?» Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы; подбирать как можно больше слов, подходящих под заданное определение. Детям предлагают рассказать что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот.
Распространение предложений
Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
Дополнить предложение
Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.