Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.
Виды адаптации
Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую. Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.
Признаки плохой адаптации
Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи с трудом усваивают материал, не могут поладить не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее: одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:
- Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
- Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
- Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
- Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
- Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
- Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
- Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
- У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
- У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.
Как облегчить адаптацию первоклассника
- Подготовка к школе. Дайте возможность ребенку участвовать в подготовке к школе. Вместе с ним приобретайте тетради, канцтовары учебники, совместно оформляйте рабочее место и выбирайте школьную форму. Это поможет малышу осознать, что его ждут большие перемены и морально к ним подготовиться.
- Распорядок дня. Составьте четкий распорядок дня и следите, чтобы ребенок его придерживался. Благодаря этому малыш не будет ничего забывать и станет чувствовать себя намного увереннее.
- Самостоятельность. Чтобы ребенку было легче в школе, приучайте его к самостоятельности. Пусть он сам собирает портфель или игрушки, одевается, делает большую часть уроков и т.д.
- Досуг. Не забывайте, что первоклассник – это все еще ребенок и ему по прежнему нужно играть. Игры, особенно активные, станут хорошей сменой деятельности и будут способствовать полноценному отдыху. Кроме того, старайтесь с малышом больше гулять (прогулкам стоит уделять не менее часа в день). Это позволит снизить негативные последствия долгого пребывания за партой. Чтобы уменьшить нагрузку на психику и зрение ребенка, не давайте ему проводить более часа в день у монитора или телевизора.
- Поддержка. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком, расспрашивайте его о школе и одноклассниках, интересуйтесь его делами. Помогайте малышу с уроками, объясняйте непонятные задания и старайтесь увлечь неинтересными ему предметами. Но не навязывайтесь и делайте это только в случае необходимости.
- Мотивация. Старайтесь поддерживать в ребенке желание учиться. Всегда хвалите его за любые, даже самые незначительные достижения, а в случае неудач, не ругайте, а наоборот поддерживайте. Укрепляйте веру ребенка в себя и тогда, он будет с удовольствием стремиться к новым успехам и высотам.
- Психологическая обстановка. Чтобы адаптация к обучению в школе прошла максимально легко, постарайтесь создать в семье благоприятную психологическую обстановку. Старайтесь избегать любых конфликтов, как с самим ребенком, так и с остальными членами семьи. Будьте с малышом ласковы, заботливы и терпеливы.
РЕЖИМ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА
Перескочив из детского сада в первый класс, ребёнок начинает ощущать себя взрослым, или по крайней мере, хочет таковым казаться. Тем не менее, мамы понимают, что за всей этой бравадой скрывается человечек, которого нужно постоянно направлять и корректировать его действия. Это касается в первую очередь режима его дня.
Всем известно, что правильный распорядок дня приучает к ответственности, терпению и к умению планировать. Также он чрезвычайно важен для будущего здоровья ребёнка, потому что только тогда можно быть уверенным, что ему не грозит переутомление.
Основная задача составления режима дня — правильное чередование физической активности, отдыха и выполнения домашних заданий
Правильный сон
Главным фактором, влияющим на активность умственную и физическую, является сон. Детям младшего школьного возраста рекомендуется спать 10-11 часов. Первоклашки, которые ложатся по графику, быстрее засыпают, так как к определенному часу у них, по привычке, начинает срабатывать режим торможения. И напротив, те, кто не соблюдает режим дня, тяжелее засыпают и утром это сказывается на их общем состоянии. Ложиться спать в 6-7 лет нужно в 21-00 — 21.15. Нельзя разрешать детям перед сном играть в компьютер и подвижные игры, а также смотреть фильмы, не предназначенные для этого возраста (например, ужасы). Небольшая спокойная прогулка и проветривание комнаты содействуют быстрому засыпанию и спокойному сну.
Планируем физическую активность ребенка
Для правильного развития важна физическая активность. День нужно планировать так, чтобы у малыша утром была возможность сделать зарядку, днём — погулять на воздухе, поиграть, а вечером предоставлять малышу небольшие физкульт-переменки во время выполнения домашних заданий. Но нужно учитывать, что физическое перевозбуждение может стать помехой для заучивания или чистописания, а также причиной трудного засыпания у детей.
Здесь же нужно упомянуть о прогулках. Свежий воздух полезен для становления крепкого здоровья, поэтому нельзя лишать его прогулки. Минимальное время прогулки должно составлять около 45 минут, максимальное — 3 часа. Большую часть этого времени нужно отводить на подвижные игры.
Умственная нагрузка
В первых классах дополнительная нагрузка малышам может быть только в тягость, ему вполне достаточно домашних заданий. В среднем у деток младшего школьного возраста на выполнение заданий дома должно тратиться от 1 до 1,5 часов. Не стоит сажать малыша делать домашние задания сразу после прихода со школы, но и откладывать до самой ночи выполнение не стоит. Сразу после обеда ребёнок должен отдыхать: играть, гулять, выполнять домашние поручения. Поздно вечером мозг уже не способен оптимально воспринимать любой материал, организм готовится к отдыху, поэтому трудно будет выучить стихотворение или написать несколько крючков. Наилучшее время для подготовки домашних заданий — 15-30 — 16-00.
Исходя из вышесказанного, можно составить расписание дня первоклассника, которое поможет ему вырасти умным и здоровым.