РУС БЕЛ ENG

Ваш ребёнок - первоклассник

Переступая порог. 12 советов родителям будущих первоклассников

  Скоро в школу…Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.

    В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

      Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека.

 Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

   Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.

   Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

   Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» – отвечают: «Мама». 

  Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

  Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

  Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…»

     В некоторых случаях эти меры могут иметь успех, но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.

  Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

  Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

 Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

  Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. 

  Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.

 Помогите ему справиться с разочарованием.

 Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.

 Пусть победителем считается первый, а все остальные – проигравшие.

 Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.

 После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка-зеркало семейных отношений.

  «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы.

   Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.

   Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем..

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

  Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же уверенно, как дома.

  Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

  На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.  Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

  Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справляться только с большими пуговицами и молниями.)

  Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребуют особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

  Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

  Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.

  Еще более сложное – планирование семейного досуга в выходные дни.

Приучайте ребенка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

 Если ребенок помогает выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

  Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

  Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобиться?

   Ребенок готовиться ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

  Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание  ребенка на слова- надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

  Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

  Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

    Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое…

   Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

   Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.   Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения

свернуть

КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ

  Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.

   Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую. Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.

     

Признаки плохой адаптации

Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи с трудом усваивают материал, не могут поладить не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее: одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:

  • Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
  • Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
  • Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
  • Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
  • Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
  • Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
  • Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
  • У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
  • У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.

Как облегчить адаптацию первоклассника

Подготовка к школе. Дайте возможность ребенку участвовать в подготовке к школе. Вместе с ним приобретайте тетради, канцтовары учебники, совместно оформляйте рабочее место и выбирайте школьную форму. Это поможет малышу осознать, что его ждут большие перемены и морально к ним подготовиться.

Распорядок дня. Составьте четкий распорядок дня и следите, чтобы ребенок его придерживался. Благодаря этому малыш не будет ничего забывать и станет чувствовать себя намного увереннее.

Самостоятельность. Чтобы ребенку было легче в школе, приучайте его к самостоятельности. Пусть он сам собирает портфель или игрушки, одевается, делает большую часть уроков и т.д.

Досуг. Не забывайте, что первоклассник – это все еще ребенок и ему по прежнему нужно играть. Игры, особенно активные, станут хорошей сменой деятельности и будут способствовать полноценному отдыху. Кроме того, старайтесь с малышом больше гулять (прогулкам стоит уделять не менее часа в день). Это позволит снизить негативные последствия долгого пребывания за партой. Чтобы уменьшить нагрузку на психику и зрение ребенка, не давайте ему проводить более часа в день у монитора или телевизора.

Поддержка. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком, расспрашивайте его о школе и одноклассниках, интересуйтесь его делами. Помогайте малышу с уроками, объясняйте непонятные задания и старайтесь увлечь неинтересными ему предметами. Но не навязывайтесь и делайте это только в случае необходимости.

Мотивация. Старайтесь поддерживать в ребенке желание учиться. Всегда хвалите его за любые, даже самые незначительные достижения, а в случае неудач, не ругайте, а наоборот поддерживайте. Укрепляйте веру ребенка в себя и тогда, он будет с удовольствием стремиться к новым успехам и высотам.

Психологическая обстановка. Чтобы адаптация к обучению в школе прошла максимально легко, постарайтесь создать в семье благоприятную психологическую обстановку. Старайтесь избегать любых конфликтов, как с самим ребенком, так и с остальными членами семьи. Будьте с малышом ласковы, заботливы и терпеливы.

  Перескочив из детского сада в первый класс, ребёнок начинает ощущать себя взрослым, или по крайней мере, хочет таковым казаться. Тем не менее, мамы понимают, что за всей этой бравадой скрывается человечек, которого нужно постоянно направлять и корректировать его действия. Это касается в первую очередь режима его дня.

  Всем известно, что правильный распорядок дня приучает к ответственности, терпению и к умению планировать. Также он чрезвычайно важен для будущего здоровья ребёнка, потому что только тогда можно быть уверенным, что ему не грозит переутомление.

  Основная задача составления режима дня — правильное чередование физической активности, отдыха и выполнения домашних заданий

Правильный сон

Главным фактором, влияющим на активность умственную и физическую, является сон. Детям младшего школьного возраста рекомендуется спать 10-11 часов. Первоклашки, которые ложатся по графику, быстрее засыпают, так как к определенному часу у них, по привычке, начинает срабатывать режим торможения. И напротив, те, кто не соблюдает режим дня, тяжелее засыпают и утром это сказывается на их общем состоянии. Ложиться спать в 6-7 лет нужно в 21-00 — 21.15. Нельзя разрешать детям перед сном играть в компьютер и подвижные игры, а также смотреть фильмы, не предназначенные для этого возраста (например, ужасы). Небольшая спокойная прогулка и проветривание комнаты содействуют быстрому засыпанию и спокойному сну.

Планируем физическую активность ребенка

  Для правильного развития важна физическая активность. День нужно планировать так, чтобы у малыша утром была возможность сделать зарядку, днём — погулять на воздухе, поиграть, а вечером предоставлять малышу небольшие физкульт-переменки во время выполнения домашних заданий. Но нужно учитывать, что физическое перевозбуждение может стать помехой для заучивания или чистописания, а также причиной трудного засыпания у детей.

  Здесь же нужно упомянуть о прогулках. Свежий воздух полезен для становления крепкого здоровья, поэтому нельзя лишать его прогулки. Минимальное время прогулки должно составлять около 45 минут, максимальное — 3 часа. Большую часть этого времени нужно отводить на подвижные игры.

Умственная нагрузка

В первых классах дополнительная нагрузка малышам может быть только в тягость, ему вполне достаточно домашних заданий. В среднем у деток младшего школьного возраста на выполнение заданий дома должно тратиться от 1 до 1,5 часов. Не стоит сажать малыша делать домашние задания сразу после прихода со школы, но и откладывать до самой ночи выполнение не стоит. Сразу после обеда ребёнок должен отдыхать: играть, гулять, выполнять домашние поручения. Поздно вечером мозг уже не способен оптимально воспринимать любой материал, организм готовится к отдыху, поэтому трудно будет выучить стихотворение или написать несколько крючков. Наилучшее время для подготовки домашних заданий — 15-30 — 16-00.

Исходя из вышесказанного, можно составить расписание дня первоклассника, которое поможет ему вырасти умным и здоровым.

Как делать с ребенком уроки – советы родителям

Каждый заботливый родитель помогает ребенку с выполнением домашних заданий. У многих с этим возникают затруднения: бывает, что ребенок плохо делает уроки, не воспринимает материал или не хочет заниматься. Совместное выполнение домашних заданий может превратиться в настоящую пытку, как для взрослых, так и для детей, провоцируя ссоры и скандалы. Поэтому важно знать, как делать с ребенком уроки, чтобы процесс проходил без конфликтов и не утомлял.

Когда лучше делать уроки

Дети возвращаются домой из школы утомленные, нагруженные тем, что необходимо написать или выучить, поэтому им требуется время, чтобы переключиться с учебного процесса на домашние дела. Для этого хватает 1-2 часов. В это время не следует затевать разговоров о школе или уроках. Дайте ребенку возможность поиграть или прогуляться.

Чтобы вам не приходилось уговаривать его садится за уроки, превратите их выполнение в ритуал, который будет проходить в определенном месте в одно и то же время. Наилучшим временем для выполнения домашних заданий считается период с 3 часов дня до 6 часов вечера.

Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий

Проследите, чтобы ребенка ничего не отвлекало от домашних заданий. Выключите телевизор, уберите подальше домашних животных, убедитесь, что его ноги стоят на полу, а не болтаются в воздухе.

Все дети разные: один ребенок долго делает уроки, другой быстро. Длительность выполнения заданий зависит от объемов, сложности и индивидуального ритма школьника. Некоторые могут управиться за час, а другим на ту же работу может понадобиться и три. Это зависит от умения распоряжаться временем и организовывать работу. Научите ребенка составлять план занятий и разделять предметы по сложности.

Не стоит начинать делать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, у него появляется ощущение неуспеха и пропадает желание учиться дальше. Сначала приступайте к тому, что у него получается лучше, и после этого переходите к более трудному.

Как вести себя с ребенком

  • Когда мама делает уроки с ребенком, она старается контролировать чуть ли не каждое движение руки. Этого делать не следует. Полностью контролируя ребенка, вы лишаете его возможности стать самостоятельным и снимаете с него ответственность. Не забывайте, что главная задача родителей делать уроки не за ребенка, а вместе с ним. Школьника необходимо научить самостоятельности, так ему будет легче управляться не только с домашними заданиями, но и с учебой в школе. Не бойтесь оставить его самого, займитесь делами, пусть малыш зовет, когда у него возникнут трудности.
  • Старайтесь ничего не решать за ребенка. Чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Это поможет ему найти собственные методы работы.
  • Полностью оставлять ребенка без внимания нельзя. Оставшись с уроками один на один, он может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.
  • Не нужно заставлять ребенка переписывать все задание, если найдете в нем не слишком серьезные ошибки. Лучше научите малыша аккуратно их исправлять. Также не стоит заставлять ребенка всю работу выполнять на черновике, а потом уставшего допоздна ее переписывать в тетрадь. В таких случаях новые ошибки просто неизбежны. В черновиках можно решить задачу, посчитать в столбик или потренироваться в написании букв, но не делать все упражнение по русскому языку.
  • В совместной работе над уроками важен психологический настрой. Если вы с ребенком долго сидите над заданием, но не можете с ним справиться и начинаете повышать голос и раздражаться, стоит сделать перерыв и вернуться к заданию позже. Не нужно кричать, настаивать на своем и заставлять малыша повторять. Выполнение уроков может превратиться в источник напряжения. Ребенок начнет испытывать перед вами вину и, боясь вас снова разочаровать, потеряет желание делать домашние задания.
  • Если ребенок не делает уроки самостоятельно, а вы не можете постоянно находиться рядом, постарайтесь с ним договориться, например, что он сам почитает и сделает простые задания, а вы, придя домой, проверите выполненное и будете находиться рядом, когда он станет доделывать остальное. Постепенно начинайте поручать ему все большие объемы работы.

 

свернуть

САМОДИАГНОСТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Если ваш ребенок собирается идти в школу, то предложенные ниже вопросы помогут вам самостоятельно примерно определить степень его готовности к началу обучения.

Оценка развития познания:

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: право-лево, больше-меньше,

 в-из, над-под, сверху-снизу, перед-после, между?

  • Способен ли он понять простейшие случаи классификации, т.е. деления предметов по определенному признаку (например, по форме, размерам, цвету и т.д.)?
  • Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории?
  • Может ли он назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
  • Может ли ребенок делать простейшие обобщения (напр., горох и морковь – это овощи, лето и зима – это времена года и т.п.)?

Оценка языкового развития:

  • Может ли ребенок назвать основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? Хватает ли ему словарного запаса для выражения своих мыслей?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник и т.д.?
  • Четко ли ребенок выговаривает все буквы и слова?
  • В состоянии ли он рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Может ли ребенок «склеить» слово из 3-4 звуков, произнесенных раздельно?
  • Может ли ребенок определить наличие или отсутствие в ряду слов определенной буквы?
  • Различает ли ребенок сходные по звучанию звуки?

Оценка эмоционального развития:

  • Выглядит ли ребенок в основном веселым (дома, среди товарищей и т.д.)?
  • Сформировался ли у него образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли ему переключаться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Оценка умения общаться:

  • Включается ли ребенок в игры других детей, делится ли он с ними игрушками?
  • Соблюдает ли он очередность, как того требует ситуация?
  • Способен ли он слушать, не перебивая?
  • Воспринимает ли ребенок взрослого как доброжелательного и знающего или как наказывающего и запрещающего?

Оценка физического развития:

  • Насколько ребенок здоров?
  • Развита ли у него координация движений (может ли он играть в мяч, прыгать и т.д.)?
  • Способен ли он сидеть спокойно в течение определенного времени?
  • Оценка развития познавательной активности и степени самостоятельности:
  • Активен, любознателен ли ребенок?
  • Проявляет ли он интерес к занятиям с ним?
  • Стремится ли он выполнить задание взрослого самостоятельно, без дополнительных внешних стимулов?
  • Воспринимает ли он помощь взрослого? Быстро ли обучается способам работы, показанным взрослым?

Оценка произвольности:

  • Умеет ли ребенок слушать взрослого, понимать его инструкцию?
  • Удерживает ли он в ходе игры или другой работы цель и инструкцию?
  • Намечает ли простейший план своих действий или действует хаотично?
  • Проверяет ли он результат, доводит ли дело до конца?
  • Может ли ребенок преодолевать трудности в работе?

Зрительное различение, зрительная память:

  • Может ли ребенок различить схожие и несхожие формы (например, картинку, не похожую на остальные)?
  • Может ли он зрительно различать буквы и короткие слова, сходные по написанию (например, т и п; год и кот и т.д.)?
  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3-5 картинок, а потом одну убрать?
  • Может ли ребенок скопировать простейший узор, рисунок по зрительно воспринимаемому образцу?

Учебная мотивация:

  • Хочет ли сам ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли ребенка собственно учеба, а не только внешняя сторона обучения (возможность иметь школьные принадлежности, общаться со сверстниками и т.д.)?
  • Осознает ли ребенок важность и необходимость учебы?

Примечание: не внушили ли ребенку его перспективу обучения в школе по типу: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут! Там с тобой церемониться не будут!»?        

         Педагог-психолог     Ирина Ивановна Гуреева

свернуть

Тест для детей идущих в 1 класс

...Мы приводим некоторые задания, дающие возможность оценить готовность ребенка к школе как с точки зрения психофизиологической, так и психолого-педагогической. Для оценки используются следующие критерии

  1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, предложення Банковым)
  2. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по методу Керна - Йирасека
  3. Уровень умственной работоспообности по корректурным пробам
  4. Исследование уровня восприятия
  5. Исследование памяти
  6. Исследование мышления

Вопросы для собеседования.

  1. Hазови свою фамилию, имя, отчество
  2. Hазови ФИО мамы, папы
  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
  4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
  6. Сейчас день или утро?
  7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
  8. Где ты живешь? Hазови свой домашний адрес
  9. Кем работает твой отец, мать?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)
  11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на коньках - зимой ил летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон, врач, учитель?
  15. Звонок и парта в школе нужны зачем?
  16. Ты сам(а)хочешь пойти в школу?

17.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны , уши?

  1. Каких животных ты знаешь?
  2. Каких ты знаешь птиц?
  3. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: У собаки или у петуха?
  4. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
  5. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

!. За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребенок получает один балл (за искл. контрольных)

  1. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
  2. Правильными считаются ответы, соответствущие поставленному вопросу. "Папа работае инженером. У собаки лап больше, чем у петуха."

Hеверными считаются ответы:" Мама Таня. Папа работает на работе."

  1. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются так:

5 - сколько лет - 1 балл, года с учетом месяцев - 3 балла

8 - полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный 1 балл

15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

22 - за правильный ответ - 2 балла.

  1. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребенок габрал 3 балла и дал положительный отве на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе( общая сумма баллов д.быть не менее 4 )

Оценка результатов беседы:

24-29: ребенок считается школьно-зрелым

20-24: средняя зрелось :-)

15-20: низкий уровень психосоциального развития

свернуть

Деловой стиль одежды 2024/2025

Уважаемые родители!!!

   Для всех учащихся нашей школы введен деловой стиль одежды с отличительным элементом в виде галстука с логотипом учреждения. Школьникам рекомендовано посещать учебное заведение в школьной форме темно-синего цвета, при этом вводится обязательный единый элемент делового стиля одежды –  жилет.

           Образцы моделей одежды делового стиля обновляются ежегодно на сайтах концерна «Беллегпром» (www.bellegprom.by) и Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by).

Министерство образования Республики Беларусь. Школьная форма

Концерн "Беллегпром"

ЗАО «Калинка»

 

Требования к внешнему виду учащихся

  • Деловой стиль одежды
  • Бэйдж (для учащихся 1-ых классов)
  • Сменная обувь
  • Одежда для занятий в ГПД
  • Спортивная одежда для занятий физкультурой
  • Физкультурная форма (для спортивного зала:  футболка,  спортивные брюки,  носки, спортивная обувь; для улицы: спортивный костюм, спортивная обувь)

 

Основные требования, предъявляемые гигиенистами
к детской обуви

Жесткий задник с мягким верхом и закрытый носок;

Удобная застежка: пряжка или «липучка»;

Хорошие супинаторы;

Гибкая нескользящая подошва;

Воздухопроницаемость.

свернуть

Покупаем портфель

Покупаем портфель

  Одна из первых и важнейших покупокпортфель или ранец. Сумки и портфели на одной лямке вредны для детского позвоночника и часто являются причиной его искривления. Для сохранения правильной осанки школьника врачи-ортопеды советуют выбирать ранцы. Ранцы, в отличие от портфеля, позволяют держать позвоночник в правильном положении.

Важно не ошибиться, выбирая среди великого множества вариантов, ведь ребенок будет носить его каждый день на протяжении нескольких лет.

При покупке обратите внимание на следующее:

1.Вес портфеля должен быть указан на этикетке. Рассчитывайте так, чтобы он составлял около 10% веса ребенка — этот наиболее оптимальный вариант, иначе малыш будет страдать от боли в спине, испортит себе осанку и походку.

2.Для здоровой осанки нужно, чтобы ребенок носил портфель или рюкзак не в руках, а непосредственно на спине. Поэтому обратите внимание на лямки — они должны регулироваться, быть широкими (не меньше 4 см) и удобными. Идеальный вариант, если они прошиты мягкой тканью на той стороне, которая будет касаться тела.

3.Материал, из которого сделан ранец, должен быть экологически чистым и водоотталкивающим. Ни в коем случае он не должен содержать токсичных веществ и запахов, ведь лужи, разлитый сок, размазанное кремовое пирожное — все это ждет новенький портфель в будущем.

4.«Спинка» ранца должна быть ортопедической (это также указано на этикетке). Покупать школьный рюкзак нужно обязательно с ребенком, потому что малышу его надо обязательно примерить. Когда будете примерять, проверьте, чтобы она располагалась именно на спине малыша и никак не ниже поясницы. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота – 30 сантиметров.

5.На «спинке» должна быть мягкая ткань или сетка для того, чтобы ребенок не потел во время ношения портфеля.

6.Не забудьте об удобстве: ранец обязательно должен иметь внешние кармашки для мелких предметов и бутылочки воды, внутри должно быть несколько отделений для книг, тетрадей, пенала.

7.Проверьте ручку портфеля — она должна быть гладенькой, без рельефов, чтобы детской ладошке было удобно.

8.Ради безопасности проверьте, есть ли светоотражающие элементы. Вечером на улице это защитит малыша от неприятных неожиданностей и добавит тебе уверенности в том, что его возвращение домой пройдет без приключений. Также Вы можете самостоятельно нашить эти элементы.

Родители обязаны внимательно относиться к тому, что кладет школьник в портфель. В нем должно лежать только то, что нужно ребенку на уроках.

свернуть

Вопрос-ответ

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

Обращаем внимание, что прием (зачисление) в I классы   осуществляется по достижению ребенком на начало учебного года возраста  шести или более лет. По заявлению одного из  законных представителей ребенка при наличии решения педагогического совета допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в текущем календарном году (пункт 3 статьи 151 Кодекса об образовании).

 Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

 Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 12 июня по 15 августа подают следующие документы:

 - заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

- свидетельство о рождении ребенка;

- для многодетных семей - копия удостоверения многодетной семьи;

- заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (если такое имеется).

 Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

 Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

 Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

 Не обязательно.

 Вопрос 5. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

 Продолжительность учебной недели – 5 дней.

 С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

 С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

 Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

 - уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 20 минут.

- домашние задания учащимся не задаются.

 Вопрос 6. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

 В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

 Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

 В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

 Вопрос 7. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

 В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

 Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

 Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

 Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

 Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

 Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

 Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

 Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

 Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

 Другим детям  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

 И, наконец, в есть  дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

 Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

свернуть

Памятка родителям первоклассников

подробнее...
поделиться в: