Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.
Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую. Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.
Признаки плохой адаптации
Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи с трудом усваивают материал, не могут поладить не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее: одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:
- Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
- Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
- Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
- Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
- Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
- Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
- Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
- У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
- У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.
Как облегчить адаптацию первоклассника
Подготовка к школе. Дайте возможность ребенку участвовать в подготовке к школе. Вместе с ним приобретайте тетради, канцтовары учебники, совместно оформляйте рабочее место и выбирайте школьную форму. Это поможет малышу осознать, что его ждут большие перемены и морально к ним подготовиться.
Распорядок дня. Составьте четкий распорядок дня и следите, чтобы ребенок его придерживался. Благодаря этому малыш не будет ничего забывать и станет чувствовать себя намного увереннее.
Самостоятельность. Чтобы ребенку было легче в школе, приучайте его к самостоятельности. Пусть он сам собирает портфель или игрушки, одевается, делает большую часть уроков и т.д.
Досуг. Не забывайте, что первоклассник – это все еще ребенок и ему по прежнему нужно играть. Игры, особенно активные, станут хорошей сменой деятельности и будут способствовать полноценному отдыху. Кроме того, старайтесь с малышом больше гулять (прогулкам стоит уделять не менее часа в день). Это позволит снизить негативные последствия долгого пребывания за партой. Чтобы уменьшить нагрузку на психику и зрение ребенка, не давайте ему проводить более часа в день у монитора или телевизора.
Поддержка. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком, расспрашивайте его о школе и одноклассниках, интересуйтесь его делами. Помогайте малышу с уроками, объясняйте непонятные задания и старайтесь увлечь неинтересными ему предметами. Но не навязывайтесь и делайте это только в случае необходимости.
Мотивация. Старайтесь поддерживать в ребенке желание учиться. Всегда хвалите его за любые, даже самые незначительные достижения, а в случае неудач, не ругайте, а наоборот поддерживайте. Укрепляйте веру ребенка в себя и тогда, он будет с удовольствием стремиться к новым успехам и высотам.
Психологическая обстановка. Чтобы адаптация к обучению в школе прошла максимально легко, постарайтесь создать в семье благоприятную психологическую обстановку. Старайтесь избегать любых конфликтов, как с самим ребенком, так и с остальными членами семьи. Будьте с малышом ласковы, заботливы и терпеливы.
Перескочив из детского сада в первый класс, ребёнок начинает ощущать себя взрослым, или по крайней мере, хочет таковым казаться. Тем не менее, мамы понимают, что за всей этой бравадой скрывается человечек, которого нужно постоянно направлять и корректировать его действия. Это касается в первую очередь режима его дня.
Всем известно, что правильный распорядок дня приучает к ответственности, терпению и к умению планировать. Также он чрезвычайно важен для будущего здоровья ребёнка, потому что только тогда можно быть уверенным, что ему не грозит переутомление.
Основная задача составления режима дня — правильное чередование физической активности, отдыха и выполнения домашних заданий
Правильный сон
Главным фактором, влияющим на активность умственную и физическую, является сон. Детям младшего школьного возраста рекомендуется спать 10-11 часов. Первоклашки, которые ложатся по графику, быстрее засыпают, так как к определенному часу у них, по привычке, начинает срабатывать режим торможения. И напротив, те, кто не соблюдает режим дня, тяжелее засыпают и утром это сказывается на их общем состоянии. Ложиться спать в 6-7 лет нужно в 21-00 — 21.15. Нельзя разрешать детям перед сном играть в компьютер и подвижные игры, а также смотреть фильмы, не предназначенные для этого возраста (например, ужасы). Небольшая спокойная прогулка и проветривание комнаты содействуют быстрому засыпанию и спокойному сну.
Планируем физическую активность ребенка
Для правильного развития важна физическая активность. День нужно планировать так, чтобы у малыша утром была возможность сделать зарядку, днём — погулять на воздухе, поиграть, а вечером предоставлять малышу небольшие физкульт-переменки во время выполнения домашних заданий. Но нужно учитывать, что физическое перевозбуждение может стать помехой для заучивания или чистописания, а также причиной трудного засыпания у детей.
Здесь же нужно упомянуть о прогулках. Свежий воздух полезен для становления крепкого здоровья, поэтому нельзя лишать его прогулки. Минимальное время прогулки должно составлять около 45 минут, максимальное — 3 часа. Большую часть этого времени нужно отводить на подвижные игры.
Умственная нагрузка
В первых классах дополнительная нагрузка малышам может быть только в тягость, ему вполне достаточно домашних заданий. В среднем у деток младшего школьного возраста на выполнение заданий дома должно тратиться от 1 до 1,5 часов. Не стоит сажать малыша делать домашние задания сразу после прихода со школы, но и откладывать до самой ночи выполнение не стоит. Сразу после обеда ребёнок должен отдыхать: играть, гулять, выполнять домашние поручения. Поздно вечером мозг уже не способен оптимально воспринимать любой материал, организм готовится к отдыху, поэтому трудно будет выучить стихотворение или написать несколько крючков. Наилучшее время для подготовки домашних заданий — 15-30 — 16-00.
Исходя из вышесказанного, можно составить расписание дня первоклассника, которое поможет ему вырасти умным и здоровым.
Как делать с ребенком уроки – советы родителям
Каждый заботливый родитель помогает ребенку с выполнением домашних заданий. У многих с этим возникают затруднения: бывает, что ребенок плохо делает уроки, не воспринимает материал или не хочет заниматься. Совместное выполнение домашних заданий может превратиться в настоящую пытку, как для взрослых, так и для детей, провоцируя ссоры и скандалы. Поэтому важно знать, как делать с ребенком уроки, чтобы процесс проходил без конфликтов и не утомлял.
Когда лучше делать уроки
Дети возвращаются домой из школы утомленные, нагруженные тем, что необходимо написать или выучить, поэтому им требуется время, чтобы переключиться с учебного процесса на домашние дела. Для этого хватает 1-2 часов. В это время не следует затевать разговоров о школе или уроках. Дайте ребенку возможность поиграть или прогуляться.
Чтобы вам не приходилось уговаривать его садится за уроки, превратите их выполнение в ритуал, который будет проходить в определенном месте в одно и то же время. Наилучшим временем для выполнения домашних заданий считается период с 3 часов дня до 6 часов вечера.
Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий
Проследите, чтобы ребенка ничего не отвлекало от домашних заданий. Выключите телевизор, уберите подальше домашних животных, убедитесь, что его ноги стоят на полу, а не болтаются в воздухе.
Все дети разные: один ребенок долго делает уроки, другой быстро. Длительность выполнения заданий зависит от объемов, сложности и индивидуального ритма школьника. Некоторые могут управиться за час, а другим на ту же работу может понадобиться и три. Это зависит от умения распоряжаться временем и организовывать работу. Научите ребенка составлять план занятий и разделять предметы по сложности.
Не стоит начинать делать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, у него появляется ощущение неуспеха и пропадает желание учиться дальше. Сначала приступайте к тому, что у него получается лучше, и после этого переходите к более трудному.
Как вести себя с ребенком
- Когда мама делает уроки с ребенком, она старается контролировать чуть ли не каждое движение руки. Этого делать не следует. Полностью контролируя ребенка, вы лишаете его возможности стать самостоятельным и снимаете с него ответственность. Не забывайте, что главная задача родителей делать уроки не за ребенка, а вместе с ним. Школьника необходимо научить самостоятельности, так ему будет легче управляться не только с домашними заданиями, но и с учебой в школе. Не бойтесь оставить его самого, займитесь делами, пусть малыш зовет, когда у него возникнут трудности.
- Старайтесь ничего не решать за ребенка. Чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Это поможет ему найти собственные методы работы.
- Полностью оставлять ребенка без внимания нельзя. Оставшись с уроками один на один, он может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.
- Не нужно заставлять ребенка переписывать все задание, если найдете в нем не слишком серьезные ошибки. Лучше научите малыша аккуратно их исправлять. Также не стоит заставлять ребенка всю работу выполнять на черновике, а потом уставшего допоздна ее переписывать в тетрадь. В таких случаях новые ошибки просто неизбежны. В черновиках можно решить задачу, посчитать в столбик или потренироваться в написании букв, но не делать все упражнение по русскому языку.
- В совместной работе над уроками важен психологический настрой. Если вы с ребенком долго сидите над заданием, но не можете с ним справиться и начинаете повышать голос и раздражаться, стоит сделать перерыв и вернуться к заданию позже. Не нужно кричать, настаивать на своем и заставлять малыша повторять. Выполнение уроков может превратиться в источник напряжения. Ребенок начнет испытывать перед вами вину и, боясь вас снова разочаровать, потеряет желание делать домашние задания.
- Если ребенок не делает уроки самостоятельно, а вы не можете постоянно находиться рядом, постарайтесь с ним договориться, например, что он сам почитает и сделает простые задания, а вы, придя домой, проверите выполненное и будете находиться рядом, когда он станет доделывать остальное. Постепенно начинайте поручать ему все большие объемы работы.