РУС БЕЛ ENG

Рекомендации дефектолога

Методы и приёмы предупреждения и устранения дислексии у детей младшего школьного возраста

Методы и приёмы предупреждения и устранения дислексии у детей младшего школьного возраста

     С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Диагноз – дислексия.

     Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения, в нарушении движения глаз по строке, в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

     Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или наоборот, агрессивности, озлобленность, негативизм.

     Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого речевого материала.

     При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

  1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. Например: вместо ЖУК ребёнок читает ШУК, вместо НОСИК – НОЗИК. В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребёнком на слух соответствующих звуков, т.е. несформированность фонематического слуха.

 

  1. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Например: ребёнок может прочитать ЖНЯ вместо ЖЕНЯ, ПТИПЦА вместо ПТИЦА, ГРУДОЙ вместо ДРУГОЙ. Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребёнок не овладел звуко-слоговым анализом слов и поэтому просто не представляет их структуры. Другими словами ребёнок затрудняется в подсчёте количества звуков (букв) в слове и не представляет порядка их следования друг за другом. А это говорит о том, что не сформировано фонематическое восприятие и не усвоены пространственные и временные категории.

 

 

  1. Аграмматизмы в письме и чтении. Например: ребёнок читает ПЯТЬ МЯЧОВ вместо ПЯТЬ МЯЧЕЙ, СИНЯЯ КРЕСЛО вместо СИНЕЕ КРЕСЛО. По мере овладения чтением ребёнок всё чаще начинает «узнавать слова в лицо». При этом он уже не вчитывается в каждую составляющую слово букву. По этой причине он уже не дочитывает, а как бы домысливает окончания слов. Такому ребёнку трудно усваивать грамматические правила и уточнять написание безударных гласных.

 

 

  1. Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание или прочитывание. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребёнок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например: читая слово ЩЕПКА, ребёнок затрудняется, как прочитать первую букву: то ли Ш, то ли Щ, то ли Ц. У ребёнка нет отчётливых представлений зрительных образов букв, что и заставляет его постоянно колебаться в их выборе.

 

Как можно эффективно помочь детям с дислексией?

 

     На начальном этапе предупреждения и коррекции дислексии следует начинать с исправления недостатков слухового восприятия, развития фонематического слуха, элементарного звукового анализа. Также необходима работа по коррекции зрительного восприятия, пространственной ориентировке, координации мелких мышц кисти руки.

 

Упражнения для коррекции дислексии

 

Рисование в воздухе одновременно двумя руками

     В этом упражнении задействованы обе руки. Позиция рук – над головой. Одновременно двумя руками ученик рисует фигуры в воздухе, продвигая руки вдоль туловища к животу. Фигуры «рисуются» в воздухе параллельно.

Новые слова

     В каждом слове вычеркни одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Гроза, лось, мрак, спутник, трубка, хомут.

Наведём порядок

Вычеркнуть лишние слоги так, чтобы получились слова.

Пасульто, шудятба, брюнеки, коспотюм, рубашлока.

 

Чудесные слова

В начало или в конец слов добавить одну букву, чтобы образовалось новое слово.

Стол, оса, Волга, Оля, враг, база.

В гостях у сказки

Исправить в названиях сказок одну букву так, чтобы получились известные вам сказки.

«Шар-птица», «Лиса и котёл», «Полк и семеро козлят», «Золотая рубка», «Коробок».

Русские пословицы

Найти в пословицах ошибки, подумать, какую букву нужно заменить, чтобы исправить ошибку.

Лось до добра не доведёт.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Весёлые превращения

В выделенные слова поставить на место сбежавшую букву «е» так, чтобы получившийся текст имел смысл.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото, ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

Волшебные строчки

В строке написанных букв прочитать и выделить слова так, чтобы получилось два набора слов.

Пиратласточка (пир, атлас, точка; пират, ласточка)

Рифмакакаопушка

Верстакапельсиняк

Буквагонщикремень

 

Играем со слогами

Образовать новое слово, используя предложенные формулы.

1+1=

Приказ + мерка = пример

Тревога + нервы =

Разведка + резкий =

Провод + резьба =

Башмак + няня =

Лапти + шаги =

1+1+1=

Баран + рана + банщик=

Забор +бабушка +валенки=

Маки +шило + насос=

1+2+3=

Картон + пастила +бузина=

Урок + грачи + писатель=

Коза +перо + ворона=

2+1+3=

Корыто +банан +веники=

Белка +ракета +одуванчик=

Найди слово

Выделить заданное слово, указать сколько раз оно встретилось.

Сон/ онс  сон  сно  нос  сон  нос  сон  сно  сон ________

Сын/ ныс  сны  сын  сын  сны  сын  ныс  ынс  сын _______

Ночи/ чино  ночи  ночи  чион  ончи  ночи  очин  ичон ______

Коза/ казо  коза  азок  зако  коза  зока  азок  коза _______

Найди число

Вычеркнуть заданные числа и указать их количество в конце строки.

14/ 67  14  58  11  41  74  48  19  42  41  14  17  45  47  14  84  59  19 ______

69/ 36  69  66  96  99  96  36  96  62  93  89  98  68  82  93  69  96  36 _______

9696/ 9696  9966  9969  6969  9696  9969  9669  9696  9996  9669 ________

Восстанови слова

Восстановить слова, вставляя пропущенные гласные.

М_к, л_ч, б_к, _зб_к_, _кв_р_ _м, б_р_б_н, б_б_шк_.

Предложения наоборот

Прочитать каждое предложение слева направо и справа налево.

А Лёву Алла увела.

А роза упала на лапу Азора.

Алла рвала лавр.

Дед Лиду будил.

Ковал поп поплавок.

Лёша на полке клопа нашёл.

Найди слова

Выделить слова.

фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка

рекапрудручейозероморепроливокеанзалив

шерстьпанцирькожаперочешуяиголки

 

Восстанови предложение

Восстановить предложение.

Водолазыисследуютостанкизатонувшихкораблей.

Землюназываютголубойпланетой.

Гнёздамногихптицимеютсложнуюконструкцию.

Найди два текста

Прочитать последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами.

Весна Зима

Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки. Лисица Коля с лисятами и играет Митя на лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.

Сбежавшая гласная

Догадайся, какая гласная убежала. Прочитать текст.

Про хв_сты

     Всем жив_тным нужны хв_сты. К_р_вы хв_стом отг_няют насек_мых.

    Лисице хв_ст п_м_гает быстрее бежать в п_г_не за д_бычей, а бел_чке – прыгать с ветки на ветку. В сильные м_р_зы их хв_ст ещё и грелка.

 

 

 

 

     Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

     Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

 

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.

 

свернуть

Профилактика речевых нарушений. Стимуляция речевого развития ребёнка дома.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.  Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при проблемах в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска. Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Условия, необходимые для нормального развития речи ребенка:

- Определенный уровень развития головного мозга, слуха, артикуляционного аппарата.

- Полноценное речевое окружение (активное и правильное речевое общение взрослых с ребенком) – так как речь не передается по наследству, опыт речевого общения ребенок перенимает по подражанию от окружающих.

- Появление у ребенка потребности пользоваться речью как основным средством общения со сверстниками и взрослыми.

     Речь ребенка развивается своевременно и правильно если родители постоянно общаются с ним, играют, читают книги, рассказывают сказки. Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому речь взрослых должна быть четкой, правильной, без сюсюканья. При чтении и рассказывании не надо забывать о выразительности. Все непонятные слова и выражения обязательно надо разъяснять ребенку, отвечать на все его вопросы.

    В раннем возрасте важно развивать у ребенка понимание речи взрослого, умение слушать, знакомить с названиями окружающих предметов и явлений. Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться с речью к взрослым. Некоторые родители допускают ошибку, стараясь предупредить желания ребенка, не давая ему возможности словами выразить свою просьбу.

    Если ребенок на третьем году жизни почти не говорит или говорит очень мало, родители должны насторожиться и попытаться выяснить причину отставания в развитии речи.

Рекомендации для полноценного речевого развития:

- Окружить ребенка с первых дней его жизни полноценной речевой средой: стараться сопровождать свою повседневную деятельность правильной  речью, называть свои действия, окружающие предметы, при этом давая ребенку возможность видеть  ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией.

- Поощрять любые попытки ребенка заговорить, не предвосхищать его желания.

- Говорить с малышом не спеша, короткими фразами, правильным русским языком ( не сюсюкать ).

- Каждый день читать ребенку и не раздражаться, если придется много раз читать одно и то же (то, что нравится ребенку ).

- После прочтения – поговорить о том, что читали, выяснить, все ли понятно.

- Отвечать на все вопросы ребенка, поощрять его любопытство.

- Никогда не сравнивать своего малыша с другими детьми, так как каждый – индивидуален.

- Не ругать ребенка за речевые ошибки – просто повторить ту же фразу ( слово ) четко и правильно.

- Не форсировать речевое развитие – не нагружать ребенка сложным речевым материалом, не заставлять его повторять  непонятные и трудные для него слова, заучивать сложные по содержанию, форме и объему стихи, не требовать правильного произнесения звуков, которые в силу неподготовленности речевого аппарата ему еще недоступны. Эта перегрузка может привести к заиканию, неправильному формированию звуков. К замкнутости и отказу от речи.

- Необходимо развивать фонематический слух ребенка, т.е. умение прислушиваться к окружающим звукам. выделять определенные звуки речи. Этому помогут следующие игры: « Хлопни в ладошки так же, как я», «Скажи, что ты слышишь?»(закрыв глаза, описать окружающие звуки), «Поймай звук»(хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в ряду других звуков), «Угадай, что звучит?»(с использованием звучащих игрушек и предметов) и др.

- Необходимо развивать речевое дыхание. Маленькие дети во время речи не всегда умеют правильно, рационально расходовать воздух. Выдох должен быть достаточно продолжительным и сильным. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Для этого есть несложные упражнения:

  • сдувать в руки небольшие кусочки бумаги или ваты.
  • летом сдувать пушинки с одуванчиков,
  • дуть на бумажные вертушки,
  • играть в «футбол»(сделать на столе «ворота» и задувать в них ватный мяч)
  • выдувать мыльные пузыри, надувать шарики, дуть в дудочки и свистки.

Важное условие: вдох должен быть спокойным, не поднимая плечи, а выдох – непрерывный, плавный и сильный.

- Постоянно расширять словарный запас ребенка – называть предметы, окружающие ребенка, объяснять, для чего они нужны, из чего сделаны, какие они по цвету, форме, из каких частей состоят. Находясь на улице, отмечайте особенности данного времени года, называйте  встречающиеся по пути растения, животных, птиц, виды транспорта. Не забывайте называть дни недели, части суток, месяцы. Приучайте ребенка сравнивать и сопоставлять предметы – находить в них черты сходства и различия.

- Развивайте мелкую моторику рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание.

Развитию рук способствуют:

  • мозаика, конструкторы, пазлы,
  • расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек,
  • аппликация, лепка, вышивка,
  • рисование, штриховка, работа с трафаретами,
  • пальчиковая гимнастика.

Помимо игр хорошо проводить массаж рук и пальцев, особенно тщательно массируя кончики пальцев винтообразными движениями то в одну, то в другую сторону (до 10 раз). Зимой – растирание рук снегом, что улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Занимайтесь ребенком, развивайте его речь, в случае необходимости, обращайтесь к специалисту!!! Успехов!

свернуть

Речевая готовность к школьному обучению.

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

  Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

  Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

 

 

Стороны речи

 

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

  1.

 

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 2.

Звуковая сторона речи

-      правильно произносить все звуки речи;

 

-      четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 

 

 

 

 

 

-      говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

      Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

     Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.    

 3.

 

Функции языкового анализа

-      делить предложения на слова;

 

 

 

 

 

 

 

 

-      уметь выделять все звуки в словах (как минимум первый и последний);

 

 

-      устанавливать последовательность звуков в слове.

 

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

-   слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

-  пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

-  перестановки букв (комната – «конмата»);

 4.

 

Лексичес-

кая сторона речи (словарный запас)

-      точно подбирать слова;

-      ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-      дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

-      употреблять сложные слова (например: длинноногий);

-      пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

-      подбирать метафоры (например: туча комаров);

-      использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

 

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 5.

Грамматическая сторона речи:

 

 

а) Навыки словоизменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Навыки словооб-разования

 

 

 

 

 

 

-      изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 

 

 

   

-      употреблять различные предлоги;

 

-      согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

-       согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

-      правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

-      образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

-      образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

-      образовывать название детенышей животных;

-      образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

-  ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

-  пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

-  ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

 

 

-   замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

 

 

 

 

 

 

 

 6.

Связная речь

-     свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

-     поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-     рассказывать о пережитых событиях;

-     пересказывать содержание сказки, рассказа;

-     описывать окружающие предметы;

-     раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 

     Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

     Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

 

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо  обратиться к дефектологу.

Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

 

  1. Примерные задания для развития звукового анализа:
  • придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  • отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  • подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  • составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  • добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  • преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  • составлять слова из букв одного слова: крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира);
  • образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  • Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  1. Примерные задания для развития языкового анализа:
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  • придумать предложение с определенным количеством слов;
  • увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
  • определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  1. Развитие слогового анализа:
  • повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  • определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
  1. Примерные задания для развития лексики:
  • развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  • классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  • отгадывание загадок;
  • придумывать слова - противоположности: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  • объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
  1. Примерные задания для развития словообразования:
  • назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  • Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  • назвать детенышей животных;
  • назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
  1. Примерные задания для развития навыков связной речи:
  • пересказ небольших текстов;
  • рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  • составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  • составить рассказ по сюжетной картинке;
  • составить рассказ по серии сюжетных картинок.
  1. Нарушение грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий. Вам необходимо обратиться к специалисту. Сделать это можно и в нашем учреждении образования.

 

свернуть
поделиться в: