Методы и приёмы предупреждения и устранения дислексии у детей младшего школьного возраста
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Диагноз – дислексия.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения, в нарушении движения глаз по строке, в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или наоборот, агрессивности, озлобленность, негативизм.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого речевого материала.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
- Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. Например: вместо ЖУК ребёнок читает ШУК, вместо НОСИК – НОЗИК. В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребёнком на слух соответствующих звуков, т.е. несформированность фонематического слуха.
- Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Например: ребёнок может прочитать ЖНЯ вместо ЖЕНЯ, ПТИПЦА вместо ПТИЦА, ГРУДОЙ вместо ДРУГОЙ. Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребёнок не овладел звуко-слоговым анализом слов и поэтому просто не представляет их структуры. Другими словами ребёнок затрудняется в подсчёте количества звуков (букв) в слове и не представляет порядка их следования друг за другом. А это говорит о том, что не сформировано фонематическое восприятие и не усвоены пространственные и временные категории.
- Аграмматизмы в письме и чтении. Например: ребёнок читает ПЯТЬ МЯЧОВ вместо ПЯТЬ МЯЧЕЙ, СИНЯЯ КРЕСЛО вместо СИНЕЕ КРЕСЛО. По мере овладения чтением ребёнок всё чаще начинает «узнавать слова в лицо». При этом он уже не вчитывается в каждую составляющую слово букву. По этой причине он уже не дочитывает, а как бы домысливает окончания слов. Такому ребёнку трудно усваивать грамматические правила и уточнять написание безударных гласных.
- Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание или прочитывание. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребёнок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например: читая слово ЩЕПКА, ребёнок затрудняется, как прочитать первую букву: то ли Ш, то ли Щ, то ли Ц. У ребёнка нет отчётливых представлений зрительных образов букв, что и заставляет его постоянно колебаться в их выборе.
Как можно эффективно помочь детям с дислексией?
На начальном этапе предупреждения и коррекции дислексии следует начинать с исправления недостатков слухового восприятия, развития фонематического слуха, элементарного звукового анализа. Также необходима работа по коррекции зрительного восприятия, пространственной ориентировке, координации мелких мышц кисти руки.
Упражнения для коррекции дислексии
Рисование в воздухе одновременно двумя руками
В этом упражнении задействованы обе руки. Позиция рук – над головой. Одновременно двумя руками ученик рисует фигуры в воздухе, продвигая руки вдоль туловища к животу. Фигуры «рисуются» в воздухе параллельно.
Новые слова
В каждом слове вычеркни одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Гроза, лось, мрак, спутник, трубка, хомут.
Наведём порядок
Вычеркнуть лишние слоги так, чтобы получились слова.
Пасульто, шудятба, брюнеки, коспотюм, рубашлока.
Чудесные слова
В начало или в конец слов добавить одну букву, чтобы образовалось новое слово.
Стол, оса, Волга, Оля, враг, база.
В гостях у сказки
Исправить в названиях сказок одну букву так, чтобы получились известные вам сказки.
«Шар-птица», «Лиса и котёл», «Полк и семеро козлят», «Золотая рубка», «Коробок».
Русские пословицы
Найти в пословицах ошибки, подумать, какую букву нужно заменить, чтобы исправить ошибку.
Лось до добра не доведёт.
От бобра добра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Один в золе не воин.
Весёлые превращения
В выделенные слова поставить на место сбежавшую букву «е» так, чтобы получившийся текст имел смысл.
В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото, ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.
Волшебные строчки
В строке написанных букв прочитать и выделить слова так, чтобы получилось два набора слов.
Пиратласточка (пир, атлас, точка; пират, ласточка)
Рифмакакаопушка
Верстакапельсиняк
Буквагонщикремень
Играем со слогами
Образовать новое слово, используя предложенные формулы.
1+1=
Приказ + мерка = пример
Тревога + нервы =
Разведка + резкий =
Провод + резьба =
Башмак + няня =
Лапти + шаги =
1+1+1=
Баран + рана + банщик=
Забор +бабушка +валенки=
Маки +шило + насос=
1+2+3=
Картон + пастила +бузина=
Урок + грачи + писатель=
Коза +перо + ворона=
2+1+3=
Корыто +банан +веники=
Белка +ракета +одуванчик=
Найди слово
Выделить заданное слово, указать сколько раз оно встретилось.
Сон/ онс сон сно нос сон нос сон сно сон ________
Сын/ ныс сны сын сын сны сын ныс ынс сын _______
Ночи/ чино ночи ночи чион ончи ночи очин ичон ______
Коза/ казо коза азок зако коза зока азок коза _______
Найди число
Вычеркнуть заданные числа и указать их количество в конце строки.
14/ 67 14 58 11 41 74 48 19 42 41 14 17 45 47 14 84 59 19 ______
69/ 36 69 66 96 99 96 36 96 62 93 89 98 68 82 93 69 96 36 _______
9696/ 9696 9966 9969 6969 9696 9969 9669 9696 9996 9669 ________
Восстанови слова
Восстановить слова, вставляя пропущенные гласные.
М_к, л_ч, б_к, _зб_к_, _кв_р_ _м, б_р_б_н, б_б_шк_.
Предложения наоборот
Прочитать каждое предложение слева направо и справа налево.
А Лёву Алла увела.
А роза упала на лапу Азора.
Алла рвала лавр.
Дед Лиду будил.
Ковал поп поплавок.
Лёша на полке клопа нашёл.
Найди слова
Выделить слова.
фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка
рекапрудручейозероморепроливокеанзалив
шерстьпанцирькожаперочешуяиголки
Восстанови предложение
Восстановить предложение.
Водолазыисследуютостанкизатонувшихкораблей.
Землюназываютголубойпланетой.
Гнёздамногихптицимеютсложнуюконструкцию.
Найди два текста
Прочитать последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами.
Весна Зима
Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки. Лисица Коля с лисятами и играет Митя на лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.
Сбежавшая гласная
Догадайся, какая гласная убежала. Прочитать текст.
Про хв_сты
Всем жив_тным нужны хв_сты. К_р_вы хв_стом отг_няют насек_мых.
Лисице хв_ст п_м_гает быстрее бежать в п_г_не за д_бычей, а бел_чке – прыгать с ветки на ветку. В сильные м_р_зы их хв_ст ещё и грелка.
Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.