Агрессия у детей. Причины возникновения и способы борьбы.
В каждом коллективе есть ребенок, отличающийся от сверстников озлобленностью и агрессивным поведением. Такие дети грубят учителям, дерутся, дразнят и донимают одноклассников. Окружающие их недолюбливают, а иногда боятся.
Каждый человек иногда проявляет гнев и ведет себя агрессивно. Это распространенные реакции на неудачу, неожиданные трудности, запреты или срыв деятельности. Бывают случаи, когда агрессию не удается сдерживать и она выходит из-под контроля, причиняя вред окружающим и самому человеку. Касаемо детской агрессии, то она считается нормальным явлением, поскольку иначе неудовольствие дети выражать не умеют, особенно маленькие. Тревожиться стоит, если подобные проявления происходят интенсивно и часто.
Проявление агрессии у детей может происходить по-разному. Ребенок сам может быть «агрессором». Он не способен справляться с чувствами и выплескивает негативные эмоции на друзей, родителей и учителей. Такой ребенок, проявляя агрессию, портит отношения с окружающими, а те стараются обходить его стороной. Чувство изолированности усиливает негатив и вызывает желание отомстить.
Детская агрессия может проявляться как ответ на непонимание и непризнание окружающими. Ребенка дразнят и не желают с ним дружить из-за того, что он не такой как все. Причиной может быть избыточный вес, немодная одежда и застенчивость. Такие дети выступают в роли “жертв”.
Причины детской агрессии
Ребенок может стать агрессивным по разным причинам. Психологи выделили несколько распространенных – это семейные, личные и социальные.
Семейные причины
Они связаны с недостатком любви. Чувствуя равнодушие к себе, ребенок пытается привлечь внимание родителей поступками, которые заметят. Агрессивное поведение может быть связано с особенностями воспитания:
- Если ребенок в семье не получает знаний о том, как себя нужно вести с ровесниками и как справляться с конфликтами. Он может не понимать, что ведет себя неправильно.
- Плохо на поведение детей влияет пример родителей. Если взрослые ругаются, употребляют бранные слова и прибегают к физическому насилию, для ребенка это может стать нормой.
- Дети могут отвечать агрессией на контроль, ограничение свободы или запреты.
- Частые конфликты родителей или другие проблемы в семье могут отразиться на ребенке.
- Приступы агрессии у ребенка может вызвать ревность. Например, если родители уделяют больше внимания младшему братику или когда взрослые хвалят при ребенке других детей.
- Если для родителей ребенок является «центром вселенной», его любят без меры, все разрешают, исполняют любой каприз, никогда не ругают и не наказывают то, попав в коллектив, он может неадекватно реагировать даже на стандартные ситуации.
Личные причины
Личными причинами агрессии могут служить потомственная раздражительность, неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство вины и чувство незащищенности. Сюда можно отнести желание быть замеченным или выделиться.
Социальные причины
Для детей агрессия может стать способом защиты. Ребенок предпочитает нападать сам, нежели быть обиженным другими. Мальчики могут проявлять агрессию из-за боязни показаться слабыми. К резкому поведению могут привести большие требования или незаслуженная оценка окружающих.
Как бороться с агрессией у детей
Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).
Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают:
Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).
Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).
Пример взаимоотношений родителей.
То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.
1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком, и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом, в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.
2. Не стоит ждать быстрых результатов: коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.
Итак, что же делать учителю, чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?
Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет.
Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!
Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально.
Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).
Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.
Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.
Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.
Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.
Детская ложь или почему дети врут
Каждый родитель сталкивается с детской ложью. Поймав своего искреннего и честного ребенка на вранье, большинство взрослых впадают в ступор. Им кажется, что это может превратиться в привычку.
До 4-х лет почти каждый малыш привирает по мелочам, поскольку в этом возрасте он еще не осознает разницу между плохим и хорошим. Такое поведение считается одной из составляющих детского развития и показателем растущего интеллекта. Уловки и вымыслы ребенка являются более логичными и зрелыми формами воздействия на других, они заменяют стили эмоционального давления – слезы, истерики или выпрашивание. С помощью первых вымыслов и фантазий ребенок пытается обойти запреты и ограничения взрослых. С возрастом у детей становится все больше поводов для обмана, а ложь все изощреннее.
Ложь из-за страха
В большинстве случаев дети врут из-за боязни быть наказанными. После совершения проступка, перед ребенком встает выбор – сказать правду и понести наказание за содеянное или соврать и спастись. Он выбирает второе. При этом ребенок в полной мере может осознавать, что ложь – это плохо, но из-за страха утверждение отступает на задний план. В подобных случаях до ребенка необходимо донести мысль, что наказание следует за вранье. Постарайтесь объяснить, почему лгать нехорошо и к каким последствиям это может привести. Для наглядности можете рассказать ему какую-то поучительную историю.
Ложь ребенка, причиной которой является страх, свидетельствует о потере взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Возможно ваши требования к ребенку слишком высоки или вы его осуждаете, когда ему нужна ваша поддержка, а может наказания несоизмеримы с проступками.
Ложь для самоутверждения
Мотивом для лжи может стать желание ребенка самоутвердиться или повысить статус среди окружающих, дабы выглядеть в их глазах привлекательнее. Например, дети могут рассказывать друзьям, что у них дома есть кот, красивый велосипед, приставка. Подобный вид лжи говорит о том, что ребенок не уверен в себе, он испытывает душевный дискомфорт или недостаток в каких-то вещах. Это выявляет скрытые страхи ребенка, его надежды и даже мечты. Если ребенок ведет себя подобным образом, не ругайте его и не смейтесь, подобное поведение не принесет результатов. Постарайтесь выяснить, что тревожит ребенка и как вы можете ему помочь.
Ложь-провокация
Детская ложь может носить провокационный характер. Ребенок обманывает родителей, чтобы привлечь к себе внимание. Такое происходит в семьях, в которых взрослые ругаются или живут раздельно. С помощью вранья ребенок выражает одиночество, отчаяние, недостаток любви и заботы.
Ложь ради выгоды
В этом случае ложь может иметь разные направления. Например, ребенок жалуется на плохое самочувствие, чтобы остаться дома или рассказывает о мнимых достижениях, чтобы родители его похвалили. Он обманывает, чтобы добиться желаемого. В первом случае он пытается манипулировать взрослыми. Во втором – виновниками обмана ребенка являются родители, которые скупятся на похвалу, одобрение и проявление чувств к малышу. Зачастую такие папы и мамы ожидают от детей многого, но те не в состоянии оправдать надежды. Тогда они начинают придумывать успехи, лишь бы заслужить ласковый взгляд и похвалу взрослых.
Ложь как подражание
Лгут не только дети, этим не брезгуют и многие взрослые. Рано или поздно ребенок это заметит, если вы обманываете его, и отплатит вам тем же. Ведь если взрослым можно хитрить, почему это нельзя делать и ему?
Ложь-фантазия
Нередко случается, что ребенок врет без причин. Ложь без мотива является фантазией. Ребенок может рассказывать, что видел в речке крокодила или доброе приведение в комнате. Подобные фантазии говорят о наличии у ребенка воображения и склонностей к творчеству. Не стоит строго судить детей за такие вымыслы. Поддерживать правильный баланс с реальностью и фантазией необходимо. Если же вымыслы начнут заменять ребенку все виды активности, его стоит вернуть «на землю» и увлечь настоящим делом.
В большинстве случаев вранье ребенка свидетельствует об отсутствии доверия и понимания между ним и родителями. Необходимо изменить стиль общения с ребенком и устранить причины, заставляющие его обманывать. Только в этом случае ложь исчезнет или сведется к минимуму, не представляющему опасности. Иначе она укоренится и доставит в будущем немало проблем как ребенку, так и окружающим людям.